Главное богатство России — не газ и нефть, а творческий потенциал людей. Человек, не имеющий знаний и умения создавать материальные и культурные ценности, теряет ориентиры и смысл жизни, веру в возможность реализации данных природой талантов.
С юных лет нам известно, что ученые — первооткрыватели тайн природы и ее богатств. Но бесспорно жизнеутверждающая мысль о силе знаний никак не пробьет себе дорогу в верхние этажи власти…
Дорогу из-за моря не привезешь
КОГДА у японских бизнесменов спросили, на сколько лет Россия отстала от Японии в плане новейших технологий, они ответили: «Навсегда». Да, приходится признать, что в большинстве сфер экономики нам за Западом можно и не гнаться — поезд, как говорится, давно ушел. И мы обречены покупать компьютеры, телевизоры, сложные станки, машины… Обречены. И расплачиваться за все это мы еще долго-долго будем по старинке — сырьем, богатством наших недр. Но чтобы привезти все западное добро на свою территорию, а взамен переправить туда наши драгоценные невосполнимые ресурсы, нам надо, по крайней мере, иметь дороги. Дороги — это вам не окорочка и не компьютеры — их из-за моря на грузовозе не пришлешь… Их нам придется построить самим.
И в недавнем Послании президент четко сказал о необходимости эти дороги строить. От всей души покритиковав всех чиновников, за таковое строительство отвечающих, он пообещал усилить внимание государства к этой проблеме — проще скажем, дать денег из бездонного кармана Стабилизационного фонда. Немудрено, что идея о великом дорожном строительстве прозвучала со столь заоблачных, воистину президентских вершин. Именно за счет дорог в свое время Америка вытянула свою экономику из Великой депрессии тридцатых годов, строя дороги, Гитлер сумел вдохнуть жизнь в Германию, совсем было опустившую крылышки после поражения в Первой мировой.
Пинок по экономике
А ЧЕМ мы хуже? Тем более что нашей стране уже давненько требуется мощный экономический «пинок», а дороги этот «пинок» обеспечивают легче всего. Судите сами: во-первых, для их строительства необходимо очень много бетона, асфальта, гравия. Значит, с полной нагрузкой заработают существующие производства, подтянется строительство новых, а это — рабочие места. Причем рабочие места как раз в тех регионах, которые сейчас задыхаются от безработицы.
Дорога несет жизнь, как большая река. На ее «берегах» расцветут хиреющие города, оживится торговля, транспорт, жилищное строительство…
Во-вторых, само масштабное строительство — это неограниченный потребитель неквалифицированной рабочей силы. И если принять теорию, что в России пьют в основном от безделья, федеральная программа дорожного строительства — это настоящая массовая компания борьбы против повальной алкоголизации нашей страны.
В-третьих, закапывать деньги в свои дороги, как ни крути, гораздо правильнее, чем закапывать их в иностранные банки. Мы же таким образом наконец-то начнем кормить свою экономику, а не экономику, как говаривали во времена холодной войны, «потенциального противника».
Тут бы ученым, специализирующимся на дорожном строительстве, к которым я себя с полным правом отношу, и возрадоваться… Но что-то мешает. Что? Да то, что к освоению денежек, буде таковое действительно случится, у нас, как водится, подступятся совсем не с того конца. И вместо дорог снова будут в России одни лишь направления, как это и есть сейчас.
Все неправильно!
ЧТО неправильно в современной системе дорожного строительства? Да все! Не те технологии, убогая долговечность, использование неправильных материалов… Но самое вопиющее — что ученым-то как раз никто никаких вопросов не задает. Да-да, имея специальные отраслевые институты, занятые научными исследованиями строительства дорог и мостов, имея многочисленную и талантливую поросль молодежи, оканчивающей строительные вузы, наша страна строит чуть ли не самые плохие дороги в мире. И сделать их лучше ни капельки не заинтересована.
Дороги — это дело государственное. И чтобы они строились, надо решить по меньшей мере три проблемы — во-первых, сделать так, чтобы ученые смогли возглавить строительство вместо бизнесменов, которые вовсе не заинтересованы в том, чтобы оно было качественным и дешевым, а, напротив, хотят закопать как можно больше денег сейчас, а потом еще регулярно получать от того же государства на ремонт этих недостроек.
Во-вторых, изменить условия проведения конкурсов на строительство. Собственно, и сейчас дороги и мосты «разыгрываются» на конкурсах, да только побеждают в них не те, кто готов построить грамотно и дешево, а те, кто пообещает побыстрее «провернуть» деньги. Так получается потому, что результаты конкурсов оценивают не ученые, а чиновники. А их представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо, весьма заметно отличаются от логики нормального человека.
В-третьих, чтобы договор заключался не как сейчас — лишь на строительство, а на весь комплекс научно-исследовательских и строительных работ. Ведь при заключении договора лишь на СТРОИТЕЛЬСТВО ученым платить как бы и вовсе ни к чему. Можно взять старый проект — завалявшийся в дорожном хозяйстве еще с послевоенных времен, нагнать гастарбайтеров с лопатами, быстренько сделать нечто, внешне напоминающее дорогу, только чтобы приемная комиссия по ней проехала, не свалившись, и с солидной прибылью уйти на строительство следующего столь же «прогрессивного» объекта.
Может быть, жизнь в дорожную индустрию вдохнет частный инвестор, готовый построить за свой счет альтернативные, пусть платные, но быстрые и надежные транспортные артерии? Увы, он не слишком-то торопится выкладывать монеты: дорога — дело дорогое. Заломишь большие деньги за проезд — шоферы предпочтут проторчать полдня в пробке на бесплатном участке, лишь бы не тратиться… Возьмешь недорого — на то, чтобы окупить строительство, уйдет лет двадцать, не меньше. И зачем бодаться? Куда проще «крутить» потихонечку какой-нибудь купи-продай и стричь с него проценты… И делать ничего не надо, и денежки в карман капают.
Прогресс дошел и встал…
ВЫ НЕ задумывались, почему научно-технический прогресс несет удешевление во все сферы производства, кроме строительства? Если пять-семь лет назад сотовый телефон был приметой нового русского, то нынче его имеет почти каждый — от первоклассников до пенсионеров. Он дешев, так же, как компьютер, телевизор, и дешевеет год от года… А все потому, что конкуренция работает. Там работает, а в строительстве — нет. Строители с куда большей радостью хватаются за дорогие сметы. Дорогие сметы не нуждаются в современных научных технологиях — задача не удешевить строительство, а накрутить на нем побольше! Из большого количества денег куда легче откусить себе изрядный кусочек. «А конкуренция?» — спросите вы. «А лоббирование интересов строительных фирм во всех властных инстанциях?» — отвечу я. Строительное лобби — удел очень богатых людей, давно вросших во властные структуры, с этим пока ничего не поделаешь…
Так что пока государство не перевернет всю в корне неправильную структуру строительства, ничего путного у нас и не выйдет. Вдумайтесь — когда оно крепко держало руку на пульсе экономики и бдительно следило, куда и зачем уходят его кровные денежки, мы за 5–7 послевоенных лет восстановили (причем качественно!) 45 тысяч мостов. За последние же 10 лет построено не более десятка средних и больших мостов (развязки и путепроводы МКАД в Москве не считаем)… И вообще мы до сих пор так и не сумели достигнуть уровня производства 1991 года… Чиновников-то стало с тех пор в 20 раз больше, да только блюдут они не государственный интерес, а свой карман… АИФ
|