ЭтуВ России первые профессиональные шоперы появились лет шесть назад. Круг их клиентов в основном состоял из менеджеров высшего звена, которые не могут или не хотят уделять покупкам достаточно внимания, ссылаясь на занятость. Однако положение, да и дресс-код компании, в которой они трудятся, обязывают выглядеть «на уровне». Теперь, уверяют специалисты, услугами шоп-компаньонов пользуются не только представители бизнес- и прочих элит. Консультация у знающего человека в подборе одежды, то есть у шопера.Как показал опыт в итоге это экономит время и силы. Любите шопинг - так становитесь профессиональным консультантом по имиджу и стилю, шопером. Родина шоперов - Америка. Именно тамошним звездам особенно важно всегда выглядеть достойно. Однако им либо времени на самостоятельный шопинг не хватает, либо вкуса, либо и того, и другого. Поэтому грамотный помощник стал для них необходимостью.
Впрочем, с недавних пор подобная услуга доступна и для россиян. Первые шоперы местного производства появились лет шесть назад. Это были, как правило, стилисты глянцевых журналов, визажисты, парикмахеры и продавцы-консультанты. Их первыми клиентами становились в основном топ-менеджеры. Они должны были соответствовать дресс-коду компании, в которой трудились, а времени на самостоятельное пополнение гардероба не хватало.
В идеале работа шопера должна состоять из трех этапов: из первичной консультации, непосредственно хождения по магазинам и анализа уже имеющегося гардероба. Впрочем, по желанию клиента эту программу можно как сократить, так и дополнить. Однако, утверждают эксперты, если сам процесс покупки считается лишь дополнительной услугой, которой можно и пренебречь, то от двух других отказываться не стоит.
Постепенно к услугам шоперов стали прибегать бизнесмены, политики, звезды. А самих шопинг-консультантов стали готовить на специальных курсах в имидж-агентствах или в дизайнерских колледжах. Основная задача шопера - грамотно составить гардероб своему клиенту. А для этого необходимо хорошо знать своего подопечного, его характер, стиль жизни, привычки. Поэтому шоперу, кроме отменного чувства вкуса и умения разбираться во всех модных тенденциях, важно быть еще и хорошим психологом. Не помешает и владение приемами убеждения, чтобы при надобности отстоять свою точку зрения.
Но в то же время шопер должен уметь слушать и, самое главное, слышать пожелания своего клиента. После обстоятельной беседы с клиентом и детального изучения содержимого его шкафа наступает самый ответственный этап работы - хождение по бутикам. Если это совместный поход с клиентом, то гардероб подбирается на месте. Но иногда клиент не хочет или не может принимать участия в шопинге и предпочитает, чтобы подобранные вещи привезли к нему домой.
Тогда шопер вынужден самостоятельно изучать весь ассортимент, подбирать перспективные модели, привозить клиенту их на примерку и договариваться с продавцами о резервировании вещей. Тут важно не ошибиться и правильно подобрать одежду. Зачастую клиент не готов тратить время на примерки дважды, а потому костюмчик должен сесть сразу.
Устоявшихся цен на услуги шопера нет. Когда эта профессия только появилась, ставки были около пяти долларов в час. Сейчас вариантов расчетов несколько. Это может быть чистый гонорар - 1-2 тысячи долларов в месяц. При этом шопер следит за состоянием гардероба постоянно, делает обновки к каждому сезону, составляет из одежды комплекты на каждый день, к каждому случаю.
Но позволить себе содержать личного шопера могут немногие, поэтому более распространена другая форма оплаты - гонорарная. Гонорар может составлять фиксированная сумма, которая оговаривается с клиентом заранее. Частенько практикуется и почасовая оплата. Здесь ставки колеблются от 10 до 500 долларов за час похода по магазинам.
И, наконец, третий вариант - гонорар может складываться из остатка суммы, выделенной клиентом на обновление гардероба. В любом случае величина гонорара зависит от сложности поставленной задачи и известности самого шопера. Связи в этой профессии играют главную роль: в основном, к шоперам обращаются по рекомендации знакомых. Поэтому налаживайте контакты, приобретайте хорошую репутацию и работайте с удовольствием!