Салам-Моаршал

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 03.05.2024, 13:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Опыт и успех.
Великие женщины
Здоровье
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Царица Тамара
 От ее настоящего образа мало что дошло до нас, лишь легенды, мифы, но до сих пор имя этой прекрасной женщины будоражит наше воображение.
Если бы сегодня в Грузии провели опрос на тему, кто самая яркая личность в истории страны, то ей несомненно оказалась бы великая Тамара.
Чем же так прославилась эта царица, что навеки осталась в памяти своего народа? По мнению местных жителей все старинные замки, башни и монастыри, мосты, перекинутые через пропасти были воздвигнуты во время ее правления и грузинский народ считает это время «золотым веком» Грузии. Можно сказать, что эта уникальная женщина сумела сформировать целую нацию.
Тамара принадлежала к славной династии Багратионов и появилась на свет во время правления своего отца Георгия III, где-то между 1164 и 1169 годом. Матерью Тамары была дочь осетинского царя Бурдухан. Она отличалась религиозностью и привила любовь к Богу и своей маленькой дочери. Очень мало сведений сохранилось о детстве этой Тамары, но мы знаем, что она рано потеряла мать и ее заменила ей тетка Русудан. Она сумела дать Тамаре прекрасное образование и отшлифовать этот алмаз, врученный ей судьбой. Еще в детстве Тамара проявила незаурядный характер и никогда, даже в самые трудные моменты ее жизни, выдержка и самообладание помогали правительнице.
На престол Тамара взошла еще будучи юной девушкой. Ее отец Георгий III умер, когда она была еще ребенком, и на трон взошла его сестра Русудан, однако вскоре народ предложил родительскую саблю и трон Тамаре. Она воссела на престол в лето 1183 года. Девушке было примерно 15-20 лет. Согласитесь, это слишком нежный возраст для того, чтобы брать в свои руки управление варварской феодальной страной, но Тамара обладала незаурядной силой характера, и помимо этого сумела проявить чисто женские качества, такие, как хитрость, женский ум и изворотливость. Как бы там ни было, но уже в первые годы правления молодая царица отличалась мудростью и справедливостью. Она без всяких сожалений лишала провинившихся дворян званий и привилегий, конфисковывала у них имущество и передаривала имения нужным ей людям. Осторожно, но неуклонно Тамара выводила на важные посты умных, энергичных, а главное, преданных ей людей.
Но царица была слишком молода и, чисто по-женски, ей хотелось опереться на твердое мужское плечо. Что бы в этом случае сделала современная женщина? Конечно, постаралась бы найти опору в любящем муже.
Возможно, на это и надеялась царица Тамара, выходя замуж, но царские особы, как известно, не вольны выбирать себе супругов по велению сердца. Тетка Русудан и священнослужители посылают гонцов с целью найти жениха Тамаре. Их выбор останавливается на Юрии Боголюбском, сыне великого князя Суздальского, так как русские племена были близки им по вере. Первое замужество царицы не принесло ей ни счастья, ни политической выгоды. Мы не можем сейчас сказать с достоверностью, почему ей выбрали в мужья непутевого русского князя Юрия, ведь многие венценосные претенденты на руку и сердце пытались добиться ее расположения, но факт остается фактом – царица Тамара выходит замуж за Юрия. Девушка была против свадьбы, поскольку не знала ничего ни о поведении, ни о нравах, ни о доблести будущего мужа, но священнослужители торопили ее с брачными узами и 1185 году свадьбу справили помимо ее воли. Это несчастливое замужество продлилось два с половиной года, но ничего не принесло кроме позора, унижений и страданий. Незадачливый муж оказался пьяницей и гулякой, его совершенно не интересовали государственные дела и женщина не нашла в нем ни долгожданной опоры, ни любви. Последней каплей послужило то, что Юрия поразил еще и грех содомии, тогда чаша терпения была переполнено и Тамара с позором выгоняет своего муженька за пределы страны. Дважды Юрий силой пытается вернуть себе свои права, собрав войско в Константинополе и получая поддержку от местных феодалов, враждебно настроенных против Тамары, но мужественная женщина находит способ расправиться с ним. Юрий бесславно заканчивает свою жизнь на чужбине.
Но как любая женщина, Тамара сумела оправиться от душевных ран и она во второй раз пытается обрести счастье в замужестве. Кто же стал ее новым избранником? Это был человек знакомый ей с раннего детства и звали его Давид. Он был сыном осетинского царя и так же как и Тамара, воспитывался теткой Русудан. Некоторые историки утверждают, что царица Тамара еще девочкой полюбила его, но одно нам ясно точно – их брак оказался на редкость счастливым и гармоничным. С тех пор имя Тамары было тесно связано с именем Давида. Благодаря ему Тамара одерживала все самые громкие победы и проводила блистательные сражения. Сама она в битвах не участвовала, не женское это дело, но верный фельдмаршал Захарий и любимый муж Давид руководили войсками, а царица Тамара являлась вдохновительницей побед. Такой тандем был непобедим.
Военные трофеи и огромная дань с захваченных территорий сделали Грузию богатейшей страной средневекового мира, но мудрая правительница обратила полученные сокровища в новые крепости, монастыри, дороги, мосты, корабли, школы. Тамара понимала, что ее подданным необходимо дать хорошее образование, если она хочет, что бы ее начинания были продолжены потомками и чтобы Грузия вышла на высокий мировой уровень. Она позаботилась о том, что бы качество образования в грузинских школах было необыкновенно высоким и даже в наше время объем школьной программы поражает: богословие, философия, история, греческий, еврейский языки, толкование стихотворных текстов, изучение вежливой беседы, арифметика, астрология, сочинение стихов.
Эта уникальная женщина поистине опередила свое время. Ее также можно назвать «крестной матерью» грузинской культуры. При дворе царицы были собраны лучшие музыканты, поэты, философы. Тамара получала несказанное удовольствие от долгих философских споров, и никакой бал не мог сравниться для нее с соперничеством лучших поэтов.
При дворе великой царицы также находился гениальный Шота Руставели. До наших дней дошла легенда о его неразделенной любви к Тамаре, он описывает ее, как совершенный образец женской красоты. «Бисер – очи у Тамары, стан ее – хрусталик стройный, взгляд – страшнее божьей кары …поступь, элегантность всех движений – грациозны, как у львицы, как у истинной царицы.» По-видимому Шота был восхищен ее красотой, но о вечной любви талантливого поэта могут свидетельствовать следующие строки:
Буду петь про любовь – ты не станешь внимать.
Но клянусь! – на возвышенный голос любви
Звезды будут лучами играть.
И пустыня, как нежная мать,
Мне откроет объятья свои!
Это показывает нам, что великая Тамара была не только царицей и грозной властительницей огромного государства, но и женщиной, способной пробудить в мужчине высокие чувства, которые дошли до нас через столетия. До сих пор образ этой женщины заставляет трепетать сердца поэтов и художников, и перед нашими взорами встает прекрасная стройная дива с горящими черными очами.
Тамара умерла еще не старой женщиной, как свидетельствуют исторические источники, от какой-то тяжелой и долгой болезни, оставив после себя двоих детей – сына Георгия, названного в четь деда и дочь Русудан. Это произошло примерно в 1207 году. Похоронена она была в фамильном склепе Багратионов в Гелати. Но некоторые хроники утверждают, что место ее захоронения грузинский монастырь в Иерусалиме. К сожалению, исторические источники очень противоречивы и загадка эта так до сих пор и не разрешена. Но важно другое – это народная память о великой царице и благодарность потомков. И как писал Шота Руставели:
Без обидных наград
Довершу я созданье мое:
Но его затвердят
Внуки наших внучат –
Да прославится имя твое!
БАСИЛИ
Жизнь царицы цариц Тамар            
Наибольшего расцвета своих творческих сил средневековая Грузия достигла на рубеже XII и XIII вв. Время царствования знаменитой царицы Тамар (в России ее привыкли называть Тамарой) явилось великой эпохой в истории грузинского народа.
Особое место в ряду почитателей царицы по праву занимают ее летописцы, в том числе и наш автор, условно названный вторым историком Тамар.
Долгое время считалось, что за исключением «Истории», известной в том ее варианте, который сохранился в «Картлис цховреба» («История Грузни»), в списке царицы Марии, все остальные «Истории» царицы утрачены. Но в 1923 г. И.А.Джавахишвили обнаружил во вновь найденной рукописи «Картлис цховреба» труд неизвестного до того историка Тамар, под заглавием «Жизнь царицы цариц Тамар». Первая половина рукописи этой «Истории Тамар» датируется XVI—XVII вв., а другая— 1731 г.
Данный труд представляет исключительный интерес. Будучи приближенным царицы Тамар, наш историк в своем повествовании обнаруживает большую наблюдательность и прекрасную осведомленность современника-бытописателя, и труд его является ценным дополнением к труду анонима.
Не слишком подробно останавливаясь на описании внешней политики царицы и военных действий, автор публикуемого отрывка обнаруживает хорошее знание внутренней жизни царского двора, интимных сторон личной жизни царицы.
Предлагаемый вниманию читателя фрагмент не только сообщает важные сведения о судьбе сына Андрея Боголюбского, но и является прекрасным образцом восточного красноречия, взросшего на почве христианской культуры, т.е. феномена, присущего почти исключительно региону Закавказья, об истории которого мы, что греха таить, осведомлены явно недостаточно.
Воссела волею Божьею Тамар в лето от начала сотворения мира шесть тысяч шестьсот восемьдесят шестое, в короникон четыреста третий1, — дочь царя царей Георгия, сына Деметре, рожденная от жены Георгия Бурдухач — дочери осетинского царя, той, которая превосходила всех добродетельных женщин во всех отношениях, кроме того, что она была матерью Тамар; другой ей подобной невестки в те времена не видела страна грузин, — она достойна того, чтобы потомки чтили ее и из поколения в поколение восхваляли       
С этих пор, о чем следует рассказать относительно Тамар, кроме как об ее роли наместника Господа на пользу царству и народу. Потому что, возвысив свой ум, со смиренной душой узрела тяжесть ей порученного дела и, направив взоры к своему небесному руководителю, стала управлять, как то внушал ей Святой Дух. Обозрела всех вокруг себя с радостью познания и мигом распознала, одним взглядом, искренних и криводушных, коварных и непорочных, верных и двоедушных. И рассудив мудро, сперва всех щедро осыпала милостями, чтобы при ведении дел верные по верности своей были благодарны ей, а прочие были бы вынуждены молчать при воздаянии мзды.
А в отношении веры она являлась вторым Константином [cвятым императором, основателем Константинополя] и так же, как и он, имела в виду начать Божье дело. Потому что стала точить обоюдоострый меч, чтобы истребить злые семена, и выразила волю, чтобы был созван собор и были на нем избраны определения великих и вселенских соборов.
Сперва призвала из святого города Иерусалима Николая Гулаберис-дзе
2, который, по скромности своей, в свое время бежал от сана картлийского католикоса. Когда он прибыл в Картли, она собрала всех священноучителей, монахов и пустынников своего царства и людей, знатоков закона Божьего, стремясь к тому, чтобы злые семена, проросшие в почве православия, были изничтожены в ее царстве. И в этом скоро одержала она победу, имея благонравное упование на Бога.
Тут собрались епископы обоих царств, во главе которых стояли вышеупомянутый Николай, подобный своему тезке, и Антоний, архиепископ кутаисский, Сагирис-дзе, широко прославленный благодаря своим добродетелям и могущественный в деле и в слове.
Принимала их Тамар с великой простотой, как человек, а не царица, как ангелов, а не людей; собрала всех в одном помещении и усадила их на престолы, а сама села поодаль отдельно, а не по достоинству царицы, и говорила им так:
«О, святые отцы, вы Богом назначены в качестве наших наставников и правителей святой Церкви, и надлежит вам сказать слово для душ наших. Исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Начните с меня, потому что ореол этот, меня окружающий, есть ореол царского величия, а не богоборства. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными, чтобы мы все вместе не подверглись взысканию: вы — как священники, а я — как царица, вы как управители, а я — как страж».
  
Услышав эти слова, собрание отцов благодарило Бога и вместе с тем царицу, Богом умудренную. Сидела Тамар, таким образом, среди них немного времени, затем получила от них благословение и удалилась в свой покой.
А руководители собрания, Николай и Антоний, которые наподобие утренней зари опережали остальных и блистали, как звездный сонм на небосводе, не пожелали, чтобы в иx среде пребывал тогдашний картлийский католикос, потому что стал он допускать вещи, совсем искажавшие церковные правила, сумел коварством получить от Господа власть архиепископа чкондидского и архиепископа ацкурского, также и мцигнобартухуцеса
3. Но не смогли отлучить, хотя и много потрудились. Зато его скоро отлучила кара Божья. А из прочих епископов некоторые были смещены, и вместо них посадили Божьих людей, кроме того, исправили и некоторые церковные правила, которые были искажены людьми, пренебрегавшими порядком.
Когда собор подходил к концу, вошли вместе спасалары
4и эриставы царства и доложили отцам о необходимости общими усилиями добиться введения в царский дом жениха для Тамар. Это и было сделано. Собрались перед царицей Русудан и, по единогласному решению, отправили какого-то человека в русское царство, ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию. А это они нехорошо сделали, потому что и человека не послали достойного такого поручения, и того они не ведали, кого он должен был привезти.
После известного времени прибыл посланный и привез человека весьма родовитого, сильнее всех царей той страны, и лицом тоже не неподходящего
5. Когда его увидели, всем он понравился, потому что ничего не ведали об его нравах. Собрались перед царицей Русудан патриарх6и дидебулы7, спаспеты8и эриставы9, дали знать Тамар, предлагали ей соединиться брачными узами, торопя ее в этом. А она отвечала: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Мы не знаем ни о поведении этого чужеродного человека, ни о его делах, ни о его воинской доблести, ни о его природе и ни о нравах. Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его».
Но они оказывали ей сопротивление, говорили о бездетности, сокрушались по поводу бесплодия ее дома, требовали себе предводителя войск и всячески стесняли ей душу. Таким образом, они походили на оленя по обыкновению видеть только лицо; подобно слону, они не разглядывали того, к чему они прислонялись, и всячески стесняли ей душу и брались за такое трудное дело легкомысленно.
Что много говорить, после долгих пререканий и помимо ее воли справили свадьбу. Продолжительное время пребывали они в веселье, таком, какое соответствовало важности дела.
Немного дней спустя исполнилось предсказание Тамар. У русского стали обнаруживаться скифские нравы: при омерзительном пьянстве стал он совершать много неприличных дел, о которых излишне писать, чтобы мой рассказ не затянулся.
Два с половиной года, как наковальня, терпела бодрая духом Тамар пороки русского, но уже никто другой не мог этого терпеть. Стали все сокрушаться, вместе с тем испытывая стыд перед Тамар за прежние свои пререкания с ней. А мудрая Тамар стала искать много разных средств для его исцеления; много раз обращалась к нему через достойных монахов с увещеваниями, хоть и совсем не впрок шло это русскому. Поэтому, наконец, сама лицом к лицу стала обличать его. Но русский еще более рассвирепел, как человек, с которого содран Богом спасительный покров, как о том гласит писание: «Врачевали мы Вавилон, но не исцелился»
10. Не только не уразумел советов, но стал совершать еще более губительные проступки; он даже подверг без причины избиению почетных людей и пыткам путем вырывания у них членов.
Все это невыносимо стало и для Тамар, и сказала она ему в присутствии всех так: «Хоть и научена я законом Божьим, что нельзя покидать первое брачное ложе
11, но с человеком, который не будет сохранять это свое ложе в чистоте, не следует терпеливо оставаться, потому что он предает поруганию храм Божий. И я не в силах выпрямить тень кривого дерева и, не имея за собою вины, отряхаю и пыль, которая пристала ко мне через тебя».
Сказала она это, встала и покинула его. А царица Русудан и все князья изгнали его так, что можно было его пожалеть, причем он был несчастен не столько ввиду низвержения его с царского престола, сколько вследствие лишения прелестей Тамар.
Снова стали все сокрушаться, потому что видели Тамар бездетной и одинокой обитательницей своего дома.
А был сын осетинского царя, воспитанный царицей Русудан, юноша прекрасный по наружности, как подобает царскому сыну, прекрасен и в других отношениях; в смысле воспитания, хорошо воспитанный, мужественный, воин могущественный, рыцарь, не имеющий равного, стрелок отважный, телом мощный, совершенный во всех добродетелях.
Все возымели желание соединить его с Тамар и дело доверили Богу. Тамар тоже покорилась их воле, так как знала юношу. Не замедлили, собрались с Дидубе и соединили брачными узами Давида
12с Тамар. Оттуда вступили в Тбилиси, воссели на счастливые троны два светила, два освещающих землю солнца. Возрадовался от мала до велика весь народ.
Знамение счастливой жизни уже тогда стало видно над ними: были победоносные походы в верхние и нижние области, и ниоткуда не было видно супостата.                          В это время небольшое восстание устроили имеры и сваны по привычному им беззаконию. И привезли с собой русского, дабы снова воцарить его. Месхов тоже побуждали присоединиться к ним, чего они не смогли добиться, наоборот, еще более восстановили их против себя. Восставших обратили в бегство, и они посрамленные ушли к себе, потому что Бог заботился о Тамар.
Тамар молилась Богу и обдумывала, кому препоручить Давида, и войско свое и все, подчиненное власти ее дома. И в этом отношении тоже не посрамил ее Бог, но преисполнил мудрости и знания.
…С каждым днем все успешнее шли дела Тамар, в зависимости от того, что управление государством делалось еще мудрее и еще правильнее.
С этих пор требуется широкий ум и мудро повествующий язык тому, кто хотел бы вписать успехи Тамар в ее делах. Потому что, как никто не может сосчитать по одному волосы на голове, также никто не сможет описать эти дела, а если бы кто-нибудь и смог, кажется сомнительным, чтобы грядущие поколения могли ему поверить.
Но лев по когтям узнается, а Тамар — по делам: кто пожелает знать, пусть посмотрит города, крепости и области, принадлежавшие султанам, ею взятые, границы, вдвое ею расширенные против тех, которые она, воцарившись, застала, как крайние пределы царства, — и ищущий правды о делах Тамар уже по одному этому узнает ее. Затем, пусть узнает он о дани, наложенной ею на земли, раскинутые от Грузии до Ирака и на стороне Багдада до Мараги. И, наконец, достаточно, что сам халиф, напуганный, сидя на корточках, молит о пощаде творца.
По такой милости Бога народ христианский жил счастливо, но все беспокоились и печалились, что Тамар была бездетна.
Но Бог, который вначале обратил взоры на Маное и Авраама, также и на женщин, Анну и Елизавету, не стал медлить и здесь. Потому что, спустя немного времени, забеременела Тамар. И когда узнали все, стали, совершая литии, молить Бога, при постах, молитвах и слезах, чтобы Бог дал сына. Это и случилось, и родила сына, совсем похожего на деда. И дали ему имя Георгий. И возрадовались все радостью непередаваемой.
Спустя год еще раз забеременела и родила дочь, подобие свое, Русудан, по поводу чего снова еще большая радость охватила всех.
И еще счастливее стала страна, как ввиду накопленных всяких земных благ, так и в силу побед, которые одерживали войска

 

Категория: Великие женщины | Добавил: podruga-nesh (30.09.2007)
Просмотров: 688 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 |