Салам-Моаршал

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 05.05.2024, 11:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Опыт и успех.
Великие женщины
Здоровье
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Клеопатра VII Филопатра
 

В возрасте 17 лет Клеопатра взошла на трон, будучи супругой своего двенадцатилетнего брата Птолемея XIII. "Ее облик, сочетавшийся с 1; редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившем в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу",— говорит Плутарх. Она была действительно некрасива, и монетные изображения не скрывают ее горбатого носа и острого подбородка. Мраморный портрет Клеопатры был обнаружен Л.Курциусом в 1933 г. в Ватикане. Видимо, это копия статуи, которую воздвиг в ее честь Цезарь по случаю ее приезда в Рим в период 46—44 гг. до н.э. и которая была по его распоряжению установлена в храме Венеры. Того, кто надеялся увидеть портрет красивой женщины, ждало разочарование. Тот же, кто был знаком с описанием Плутарха, нашел подтверждение его словам. Однако, глядя на эту мраморную голову, можно понять, почему Клеопатра очаровала даже Цезаря, который не только строил планы женитьбы на ней, но и имел от нее сына (Цезариона).


 Однако день 15 марта 44 г. до н.э. разрушил все планы. Теперь, прикинувшись Афродитой и новой Исидой, она пленила Антония, который именовал себя "новым Дионисом" и провозгласил ее "царицей царей". Однако сражение при Акции (31 г. до н.э.) возвращает обоих в суровую действительность. Антоний кончает самоубийством, Клеопатра предпочитает смерть от укуса змеи, чтобы не участвовать в триумфальном шествии Октавиана. Она умерла в возрасте 39 лет. Она была "fa-tale monstrum" - как не совсем галантно назвал ее Гораций. Ее судьба еще долгое время занимала поэтов и художников.


Клеопатра Селена


Ок. 40 г. до н. э, - 11 гг. н. э. Дочь Антония и Клеопатры VII. Царица Ливии и Кирены.


Дочь Клеопатры VII в 29 г. до н.э. стала невольной участницей триумфа Октавиана в отличие от матери, которая покончила с собой, чтобы избежать этого позора. Окта-виан воспитал ее и в 20 г. до н.э. выдал замуж за правителя Нумидии и Мавритании Юбу П. На монетах она изображена с прической на прямой пробор, как у Ливии.


Клеопатра Tea


Ум. 121 г. до н.э. Дочь Птолемея VI и Клеопатры II.


В 150 г. до н.э. она выходит замуж за Александра Валаса, в 146 г. до н.э.-за Деметрия II и в 138 г. до н.э.—за Антиоха VII. Вначале после смерти последнего она правила одна, затем с 126 г. до н. э.— вместе с сыном Антиохом VIII. Вскоре он убил ее. На монетах мы видим изображение полной женщины с грубыми, почти мужскими чертами. Лицо обрамлено винтообразными локонами. Это, очевидно, местная египетская прическа. Она украшает и бронзовую голову из Геркуланума, которая поэтому может считаться скульптурным портретом Клеопатры. Будучи матерью Антиоха VIII Грипа, Антиоха VI Эпифана Диониса и Антиоха IX Кизикского, она была центральной фигурой при дворе сирийского царя. Она изображена на портрете с царской диадемой.


Клодий Альбин


Децим Клодий Септимий Альбин. Ум. 197 г. н.э. Из Адру-мета (Африка). Римский император 193 — 197 гг. н.э.


Его портреты часто путают с портретами Септимия Севера, что объясняется сходством монетных изображений обоих императоров. Однако недавно мраморная голова, находящаяся в Ватикане, была идентифицирована как портрет Клодия Альбина. Септимий Север сделал его наследником и усыновил, однако вскоре отменил этот акт; в ответ на это Клодий организовал мятеж и выступил против него как император Галлии. В конце концов он был разбит и погиб во время бегства. Альбином он назвал себя из-за белой кожи, цвет которой он — родившийся в Африке — особенно высоко ценил.


Коммод


Луций Элий Аврелий (Марк Коммод Антонин) 161 -192 гг. н.э. Сын Марка Аврелия и Фаустины Младшей. Римский император 180 -192 гг. н.э.


Для его лица было характерно "тупое выражение пьяницы", как говорит о нем Лампридий, и изображения подтверждают это высказывание. Даже на юношеских его портретах видны набухшие веки — наследственность по линии матери,— которые особенно усиливают такое впечатление. Мы восхищаемся художниками, которые столь безжалостно изображали Ком-мода-ребенка, провозглашенного "императором" в 15 лет, что в его ужасном облике уже можно было усмотреть не менее ужасного будущего правителя. Приходилось расплачиваться за то, что Марк Аврелий нарушил обычную со времен Нервы практику усыновления и назначил преемником своего сына. Поэтому Коммод стал первым "законорожденным" римским императором. В 16 лет он взошел на трон как соимператор, а через три года стал неограниченным властелином. Его двенадцатилетнее правление можно, несомненно, сравнить с правлением Нерона и Домициана. Жертвами его террора стали жена Криспина, сестра Луцилла, а также многие другие, в том числе и невинные простые римляне. Нарядившись Гераклом, новым воплощением которого он почитал себя, Коммод стрелял в сидевших в амфитеатре римлян из лука. Они казались ему стимфалийскими птицами!


В поисках популярности в массах Коммод принял эпитет "Римский Геркулес". Именно в образе Геркулеса являет его мраморный бюст в палаццо Консерваторе в Риме — шедевр техники исполнения и одновременно первоклассное произведение искусства. Он изображен в накинутой на голову львиной шкуре, лапы которой связаны на груди. В правой руке он держит дубину, а в левой — золотые яблоки. Они символизируют "золотой век" Коммода, так же как и земной шар, покоящийся на скрещенных рогах изобилия. Этот земной шар вместе со щитом амазонки и двумя коленопреклонными Викториями прикрывает опору бюста. Необычайно высокий бюст — размером более полуфигуры — является памятником этому умственно больному человеку, приказывавшему почитать себя в облике разных богов. Волосы, видимо, были позолочены; в жизни Коммод посыпал их золотой пылью, чтобы придать им еще больший блеск. Об этом сообщает Геродиан, от которого мы также узнаем, что Коммод был самым красивым мужчиной своего времени. Он был убит группой заговорщиков, в число которых входила одна христианка. Разрушения, согласно "Закону об осуждении памяти", избежало значительное число портретов, среди которых, по счастью, оказался и монументальный бюст высотой 1,18 м.


Константий Хлор


Флавий Валерий Константий. Ок. 250-306 гг. н.э. Римский император 305-306 гг. н.э.


Свое прозвище Хлор Константий получил из-за желтого цвета кожи. Он был низкого происхождения, однако впоследствии настаивал на своем родстве с императором Клавдием Готским. Еще до того, как в 293 г. н.э. он был назначен цезарем западной части империи Диоклетиана и женился на приемной дочери Максимиана Теодоре, у него от некой Елены, хозяйки таверны, родился сын Константин. Позднее он ликвидировал систему разделения власти между четырьмя соправителями и ввел абсолютную монархию. Как император, он одерживал успешные победы над узурпаторами, франками и алеманнами, а также пиктами и скоттами. Умер в Британии. Многократно предпринимавшиеся попытки идентифицировать мраморный бюст Константия успеха не имели. Сохранились только его характерные изображения на монетах, которые носят несколько более индивидуальный характер, чем типическая фигура Константия в группе четырех соправителей. Выражение его лица доброе, что в известной мере подтверждается и сообщениями о том, что он не проявлял жестокости при проведении в жизнь указов Диоклетиана против христиан.


Константин Великий


280-337 гг. н.э. Сын Константин Хлора и Елены. Римский император 306-337 гг. н.э.


Деятельность Константина приходится на эпоху перехода от демократически контролируемого единовластия Рима к неограниченной византийской монархии, от язычества к христианству и от античности к средневековью. Решающую победу над Максентием у Мульвиева моста в 312 г. н я. он одерживает под знаком креста. Его мать была благочестивой христианкой, и он сам принял новую религию. Внешним признаком такого перехода явился отказ он ношения бороды, что было принято со времен Адриана, однако считалось отличительной чертой грекоязыческих философов. Тогда Христа представляли молодым и без бороды. Портреты Константина свидетельствовали об отказе от традиции, которая рассматривала императора как принцепса и изображала его в человеческом облике. Теперь же «император божьей милостью» стоит высоко над народом и является в его глазах персонификацией абсолютной власти, существом высшего мира, не имеющим никаких контактов с людьми. Знаменитая огромная статуя из перестроенной Константином базилики Максентия в Риме является высшим выражением новой функции портрета, берущим свое начало от Диоклетиана. В ней нет и намека на жизнь, ничего человеческого. Перед зрителем только символ власти и недосягаемости. По сравнению с этим символом человек должен ощущать себя ничтожно малой величиной. Он должен также забыть о том, что этот император вначале убил своего сына Криспа, а затем— жену Фаусту (326 г. н.э., спустя год после христианского Никейского собора). Евсевий Кесарийский превратил Константина в идеал правителя, сознающего свою особую миссию на земле, чьи реформы изменили Римскую империю, а новая столица, Константинополь, придала ей особый блеск. Если рассматривать его портреты, то можно заметить, что их монументальная окаменелость напоминает изображения древневосточных богов-властителей. Можно также заметить, что эти портреты означают возврат к архаическому периоду. "Человеческое" начало, лежащее в основе создания античного портрета и являющееся его содержанием, исчезло.


Коринна


Дочь Ахелодора и Прекрати. Из Танагры. Древнегреческая поэтесса. Точное время жизни не известно.


Эта беотийская поэтесса, видимо, была современницей Пиндара. Она известна только по легендам. Великий портретист Силанион в IV в. до н.э. создал ее портретную статую. Надпись "Коринна" высечена на цоколе мраморной статуэтки, находящейся в Компьене. На ней поэтесса изображена в благородных одеждах со свитком в руках. Возможно, эта статуэтка является копией шедевра Силаниона, но меньших размеров. Существуют копии головы этой статуи в натуральную величину. Они изображают девушку с прической в форме дыни, дважды перехваченной лентой. Эту прическу, введеную Аспасией в середине V в. до н.э., повсеместно носили в IV в. до н.э. Однако в любом случае портрет Силаниона является произведением, созданным без иконографической основы, плодом фантазии. Образ этой поэтессы воссоздавали по ее стихам.


Кратет


Ок. 360-ок. 270 гг. до н.э. Сын Асконда. Из Фив. Древнегреческий философ.


Будучи учеником Диогена, он роздал свое большое состояние и вел совершенно непритязательную жизнь странника. Эту жизнь делила с ним Гиппархия, состоявшая с ним в свободном браке. Очевидно, именно они изображены на небольшой картине из виллы Фарнезина. В 1940 г. X. Фур-манн изучил более тщательно обе фигуры на этой картине, которая изображала, как думали ранее, "ходоков". В мужчине несколько диковатого вида с узловатым посохом и палкой, на которой висели мешок и сума, имевшим на себе простую накидку и шкуру, он усмотрел Кратета, а в благородно одетой девушке, следовавшей за ним и несшей на голове корзину со всем необходимым, он увидел Гип-пархию. Ее рука вытянута в направлении идущего впереди Кратета в знак того, что она следует за ним. Небольшое изображение является, очевидно, копией претенциозной картины. Однако портрет Кратета выполнен не настолько точно, чтобы по нему можно было отыскать его мраморные изображения, если таковые существовали.


Крез


Первая половина VI в. до н.э. Сын Алиатта. Царь Лидии.


Его имя и состояние были притчей. О нем же самом существует мало конкретных сведений. С его именем связано "темное" предсказание пифии, что он разрушит большое государство, если перейдет реку Галис. Это предсказание сбылось, только в отношении его собственного государства! Он был щедр на постройки греческих святилищ. Надпись на барабане колонны храма Артемиды Эфесской, украшенной рельефом, еще и сегодня свидетельствует о его финансовой помощи при со-ружении этого огромного храма. Как он кончил, неизвестно. После падения в 547 г. до н.э. столицы Сард противник Креза Кир приговорил его к сожжению на костре. Когда костер был уже готов и связанного Креза возвели на него, он вспомнил слова, сказанные ему однажды Солоном: "Называть счастливым человека при жизни, пока он еще подвержен опасностям... это дело неверное, лишенное всякого смысла". Крез трижды воскликнул: "О Солон!" Кир удивился и послал спросить, что за человек или бог этот Солон, к которому Крез взывает. Узнав о содержании беседы Креза с Солоном, Кир освободил Креза и отнесся к нему с уважением. Другие источники рассказывают, что пламя костра залил ливень и Креза унес Аполлон. Клинописные надписи свидетельствуют только о том, что Крез погиб от руки Кира.


На аттической амфоре, расписанной в период ок. 500— 490 гг. до н.э., дано изображение мужчины в праздничном греческом одеянии, сидящем на горящем костре. Умер ли Крез действительно так или же попытка сожжения была в последнюю минуту предотвращена, остается невыясненным. Таким образом, изображение на вазе дает нам новый вариант смерти человека, считавшегося в античный период самым богатым, но не самым счастливым.


Криспина


Бруттия Криспина. Ум. 178 г. н.э. Дочь Луция Фульвия Рустика. Жена Коммода.


По желанию Марка Аврелия его сын женился на этой скромной и красивой женщине. После своего восшествия на трон он обвинил ее в супружеской неверности, сослал на Капри и приказал умертвить. Они были не схожи характерами. Ее меланхолическая серьезность не импонировала "златокудрому" Коммоду с его болезненными фантазиями, считавшему себя новым воплощением Геракла.


Ксантипп


520-после 478 гг. до н.э. Сын Арифрона. Из Холарга (Аттика) . Афинский полководец. Отец Перикла.


От статуи Ксантиппа, установленной на афинском акрополе вместе со статуей поэта Анакреона, очевидно, сохранилась копия головы,—мраморный бюст, находящийся в Национальном музее в Риме. На эту мысль наводит фигура, изображенная на щите Афины Парфенос Фидия, где представлены сцены битвы с амазонками. Кроме описанных в античной литературе изображений Фидия и Перикла, там запечатлен также поэт Анакреон. Загадочный человек в шлеме, напоминающем круглую войлочную шляпу, воспроизведенный на копиях вместе то с Периклом, то с Анакреоном, очевидно, и есть Ксантипп, отец Перикла.


Его дружба с Анакреоном была как бы примером для Перикла, который дружил с Фидием. А своеобразный шлем мы видим и на мраморном бюсте, хранящемся в Риме и воспроизводящем, несомненно, портрет времен Перикла. Манера исполнения указывает на руку Кресилая, знаменитого портретиста, создавшего также скульптуры Перикла, Анакреона и Аспа-сии. Шлем представляет собой, судя по загнутым краям возле ушей, лишь кожаную шапку, сшитую по аналогии с персидской тиарой. Ксантипп одержал победу над персами в морском сражении при Мика-ле (479 г. до н.э.), захватил Сеет (478 г. до н.э.) и распял там персидского сатрапа Артаикта. На портрете изображен, несомненно, грек, а персидский головной убор можно рассматривать лишь как знак его успехов в борьбе с персами. Сравнительно длинные волосы были характерны для старшего поколения, жившего в начале V в. до нд. Таким образом, идентификация головы как портрет Ксантиппа хорошо обоснованна, она, несомненно, является копией с головы статуи, выставленной на акрополе. К моменту ее создания Ксантиппа уже лет 15 как не было в живых однако его внешний образ был жив в памяти. То обстоятельство, что Фидий изобразил его на щите—в сцене битвы с амазонками—среди других сражающихся греков, не было лишь реверансом в сторону Перикла, этот шаг вполне оправдан, учитывая его активную роль в войне с персами, которая служит реальным фоном аллегорических битв с амазонками.


Ксенофонт


Ок. 430-354 гг. до н.э. Сын Грилла и Диодоры. Из Эрхии (Аттика). Древнегреческий писатель и полководец.


Статуя Ксенофонта стояла на его могиле возле принадлежавшего ему имения" Скилл, куда он удалился после изгнания из Афин. Там он создал свои "Воспоминания о Сократе" и "Анабасис", где описал и объяснил, почему он вместе с 10 000 греками, сражавшимися вместе с Киром против Артаксеркса, совершил отступление. После этой операции Ксенофонт поступил на службу к спартанцам, за что был осужден в Афинах. Вряд ли имеются копии упомянутой статуи возле Скилл, так как это место находилось слишком далеко от культурных центров. Однако со времен Ренессанса люди пытаются разыскать изображение любимого писателя. Еще в 1954 г. Е. Ф. Кроум предположил, что голова, изображенная на двойной герме вместе с головой Сократа, принадлежит Ксенофонту. Он упустил из виду то обстоятельство, что в 1940 г. в Александрии была обнаружена портретная герма Ксенофонта, удостоверенная надписью. На основе этой гермы было опознано несколько других реплик. Эта герма остается, пожалуй, самой надежной копией. Ее оригиналом являлась не статуя на могиле, а, очевидно, скульптура, поставленная в его честь в Афинах, куда он в возрасте 63 лет возвратился из изгнания. Однако об этом нам ничего неизвестно. Скульптурный портрет Ксенофонта наводит на мысль скорее о старом солдате, прошедшем огонь и воду, чем о философе. Ученик Сократа был плодовитым писателем. Он оставил исторические произведения, продолжившие труд Фукидида, романтическое повествование о Кире, основателе персидского государства, о Спарте, о государственных доходах афинян, с весьма современно звучащими предложениями по улучшению финансов, и др. Изображение настолько хорошо соответствует личности Ксенофонта, что мы задним числом удивляемся, почему он не был опознан раньше.


Ксеркс I


Ок. 520-465 гг. до н.э. Сын Дария и Атоссы. Царь Персии 486-465 гг. до н.э.


На белом аттическом лекифе мы видим необычное для этого вида сосудов, наполняющихся маслом и устанавливающихся на могилах, изображение. Восседающий на троне перс принимает стоящего перед ним человека. Судя по одежде, оба персы. Сидящий на троне—правитель в отличие от своего визави в высокой тиаре. Длинный скипетр его собеседника выдает в нем также вельможу. Правитель восседает в типично персидском кресле. Необходимо, однако, отметить, что кресла такого стиля были очень популярны в Афинах конца V в. до н.э. Поэтому возможно предположить, что изображенная сцена происходила в Афинах. По всей вероятности, она отражает время захвата Афин персами в 480 г. до н.э., а в облике правителя изображен Ксеркс. Позже он потерпел поражение в битвах при Саламине от Фемистокла и при Платеях от Павсания. Эти неудачи оказались довольно серьезными, они содействовали ускорению процесса распада Персидской державы.


Остается открытым вопрос о том, что побудило художника украсить сценой встречи Ксеркса и его приближенного ритуальный сосуд спустя 50 лет после событий.



Источник: http://www.portreta.narod.ru/k002.htm
Категория: Великие женщины | Добавил: NESH (24.10.2007)
Просмотров: 892 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024 |